|
В последние годы сущность
фотолюбительства кардинально
изменилась. Если раньше любители
предпочитали проявлять свои плёнки,
особенно черно-белые, самостоятельно и
сами же печатали снимки, ныне эти
проблемы переложены на плечи
фотолабораторий. А фотография быстро и
бесповоротно превратилась в цветную.
Черно-белая фотография, задавленная
яркой пышностью цветной, вытиснилась
из массовой ниши фотолюбительства в
узкие рамки профессиональных работ. За
границей это произошло давно - черно-белые
фотоматериалы целиком относятся там к
профессиональной группе.
Но не хотелось бы,
чтобы это произошло и у нас. Понимая,
что "кухонные" занятия цветной
фотографией невозможны из-за безумного
дефицита времени и технологически-
экономических трудностей, мы всё-таки
надеемся, что черно-белая фотография
останется доступной и желанной для тех
любителей, которые получают
удовольствие от всего процесса
творчества своими руками. Именно им
адресованы заметки об основах
практической черно-белой фото обработки (во многих случаях они
применимы и к цветной).
Испортить отснятую
плёнку - это всегда очень обидно, особенно
если кадры невозможно повторить. Брак
при проявлении встречается даже у
опытных фотографов, для любителей же
это явление постоянно. Такие
случайности тем более непростительны,
что самые несложные меры способны
избавить фотографа от этого зла.
1. На всех этапах
съёмки и обработки будьте внимательны.
Помните, что при самостоятельной
зарядке бракованная кассета, которая
стоит гроши, может испортить вам весь
труд. Не заряжайте и не разряжайте
аппарат на прямом солнечном свету,
воспользуйтесь любым укрытием, хотя бы
собственной тенью. Обрабатывайте
плёнку только в темноте - она
чувствительна ко всему видимому
спектру, в том числе и к красному
лабораторному освещению. Даже
небольшая щель в ванной комнате,
пропускающая белый свет, может
засветить плёнку при зарядке в бачок,
особенно если плёнка
высокочувствительна,
2. Привыкните к
определённому проявителю. Обилие
рецептов самостоятельного проявления
не должно юлкать на беспрерывную смену
их. Как ни парадоксально, большинство
проявителей работает почти одинаково и
очень хорошо, если они правильно
составлены. Естественно, что рецепт
должен быть предназначен специально
для обработки плёнки, позитивные (бумажные)
проявители для
этого не годятся. Привыкнув к "своему"
проявителю, вы будете уверены в
конечном результате. Не пользуйтесь
случайными химикатами; чем чище
составные части раствора, тем
качественнее результат. Готовые
проявители удобны тем, что всегда
гарантируют должное качество своих
составляющих.
3. Это же касается и
плёнок. Если вам приходится снимать
много, имейте запас одного типа и
одного номера эмульсии. Последнее
важно - от партии к партии свойства
плёнок, особенно отечественных, могут
заметно меняться. Правильно храните
плёнку: в сухом, свободном от
химических газов и паров помещении,
вдали от отопительных приборов, не на
прямом солнечном свету. Целесообразно
хранение в холодильнике в плотно
завязанном полиэтиленовом мешочке (перед
использованием плёнке нужно дать
отогреться в течение двух-трёх часов).
4. Перед
ответственными съёмками, которые
невозможно будет повторить, не
пренебрегайте пробными снимками,
воспользуйтесь тем же аппаратом,
экспонометром и материалами, которые
намечены для всей серии. Проявите
пробные снимки - уточните
чувствительность, выдержку, время
обработки. Это особенно важно перед
поездками, где пробная обработка
невозможна или затруднена.
5. Добивайтесь
стандартности в качестве негатива при
самых разных условиях съёмки. Большая
фотографическая широта современных
эмульсий это позволяет. Если у вас все
кадры получаются "один к одному",
вы заметно облегчите себе последующую
печать. Привыкните к правильно
проявленному негативу - он должен быть
малоконтрастным и малоплотным, с
отличной проработкой всех полутонов.
Через самые плотные его участки должен
просматриваться печатный текст, если
негатив наложить на книгу или газету.
Обычно при проявлении любители
стремятся получить негативы
значительно плотнее, а это не позволяет
передать на отпечатке всё богатство
тональных переходов, которыми обладал
объект и которые даже на негативе видны
глазом, если его рассматривать на
просвет.
6. За исключением
крайних случаев избегайте
дополнительной химической обработки
негатива (усиления и ослабления). Она
редко приводит к успеху - возрастает
зернистость, недопустимо изменяется
контраст, часто теряются мелкие детали
и полутона. Тщательно фиксируйте и
промывайте плёнку - от этого зависит её
сохранность, а ценность ранее снятых
кадров со временем только растёт.
7. Берегите
негативы и держите свой фото архив в
порядке.
Андрей ШЕКЛЕИН
журнал Фотомагазин
<<<Назад |