ТАЙНА КРАСОТЫ



Эта фотография очень проста и вместе с тем прекрасна. Секрет её очарования трудно выразить, его проще было бы передать музыкой и светом, чем объяснять словами, но мы, как всегда, попытаемся.

Линда Евангелиста, позировавшая Питеру Линдбергу, - удивительно красивая женщина, но дело здесь не только в этом. Дело скорее всего в том, что в процессе настоящего творческого сеанса позирования фотограф и его модель начинают представлять собой совершенно особый сплав - не два различных человека, а единое существо, вовлечённое в общую, необыкновенно сложную и захватывающую игру. Модель повинуется словам и движениям фотографа, а фотограф, в свою очередь, движется следом за движениями модели - возникает танец наподобие игры факира и змеи, только в руках у факира вместо дудочки камера. Фотограф ли попадает в поле обаяния женщины или женщина в поле обаяния фотографа - неважно, в любом случае залогом успешного снимка является тончайшая энергетическая связь, протягивающаяся с этой стороны объектива на ту и обратно. Это очень важно понять, потому что без этой связи удачный снимок невозможен. Если понаблюдать, как настоящий мастер работает с моделью, этот поток энергий можно почти физически ощутить. Кстати, когда говорят, что хороший фотограф не испытывает никаких эмоций к тем, кого он снимает - не верьте; говорящие это либо ничего не понимают, либо лгут. Связь между фотографирующим и фотографируемым существует всегда, исключений не бывает, и эта связь действительно сродни любовной, только она тоньше и бесплотнее, поскольку всё происходит на расстоянии; это не обладание, а танец. Выбор фона, света, плёнки, оптики, интерьера, позы. даже вид и звук камеры, даже одежда, в которой работает мастер, - всё подчинено установлению этой связи.

На нашей фотографии модель освещена прямым солнечным светом или его удачной имитацией, хотя непосредственность постановки подсказывает нам, что здесь вряд ли что-то имитировалось.

Вероятно, фотографу для создания нужного настроения понадобилось всего несколько намёков, всё остальное Линда прекрасно сыграла сама. Гордая посадка головы, слегка нахмуренная бровь, взгляд прищуренных на солнце глаз очень хорошо "держат" картину, придают ей необходимую жёсткость. Обратите внимание, что жёсткость и мягкость соседствуют, плавно перетекая и сменяясь одно другим. С одной стороны, освещение резко и контрастно, но хорошо найденный ход - косо падающий солнечный свет - выразительно прорисовывает формы тела и фактуру кожи, которая выглядит настолько живой, мягкой и пластичной, что хочется к ней прикоснуться. Тот же свет рисует и главную линию контраста -волнообразный вырез белой кофточки, фиксирующий взгляд зрителя на второй после лица "сюжетно значимой" области кадра -груди модели. Снимки для модных журналов должны быть очень эротичны, таково требование жанра - ведь это, по существу, реклама, а скрытый или явный эротизм - основной двигатель любой рекламы; разница только в том, что в журналах вроде "Vogue", для которого проводилась эта съёмка, чаще всего рекламируется не конкретная вещь, а образ жизни и стиль: как должны одеваться и что любить "модные люди". Модные журналы - это утончённое средство для промывания мозгов и создания стереотипов, такая ненавязчивая (и иногда и навязчивая) "рекламная пауза" посреди реальной жизни. Но фотография в этом не очень виновата - ведь иногда и самые лучшие живописные полотна, особенно портреты, создавались не с чисто художественными целями.

Все линии этого портрета чисты и жёстки. "Чистая линия" - это геометрически правильная линия без лишних, "засоряющих" её деталей. Если это плавная волна, как в нашем случае с кофточкой, то она проведена чётко и красиво, словно по лекалу. То же самое касается и других линий. Обратите внимание, по какой чистой гиперболе левое (от зрителя) плечо переходит в шею, как подчёркнут - белым по светло-серому! - овал лица, как вырезаны губы. Кому принадлежит эта красота - женщине, которая ею обладает, или фотографу, который сумел её увидеть и показать в самом выгодном свете? Скорее всего, красота вообще никому не принадлежит, а существует сама по себе, в качестве самостоятельной силы, и в случае встречи настоящего мастера с настоящей моделью происходит что-то вроде короткого замыкания, в результате которого возникает удачный снимок.

Не стоит обходить вниманием и мастерской работы ещё одного, казалось бы, скромного персонажа, оставшегося за кадром. -| визажиста. Все детали внешнего облика Линды продуманы до мелочей. Мы сказали о чистых линиях. Но чистота линий становится особенно отчётливо видна тогда, когда она подчёркивается нарушениями. В частности, живописный беспорядок на голове модели появился совсем не случайно. Эта "стихийная" причёска в стиле "я у мамы вместо швабры", имитирующая отсутствие всякой причёски, стоила парикмахеру, видимо, не одного часа работы. Но результат стоит того. Причёска придаёт мраморному спокойствию красавицы выражение романтической самоотверженности: волосы будто растрёпаны свежим ветром, дующим в лицо. С такой причёской обычно стоят на носу яхты в открытом океане. Фактура кофточки, покрытой множеством маленьких "чешуек", создаёт дополнительную игру тона и подчёркивает гладкость кожи.

Не устану повторять об очень удачно направленном свете. Если что-то красиво, оно должно быть подчёркнуто, а не скрыто -этот же эффектный свет выгодно освещает худощавое запястье и золотистые волоски на руке. И ещё одна небольшая деталь. Очень похоже, что съёмка проходила на каком-то балконе. Фотограф вполне мог сделать фон более равномерным, но, введя в кадр тёмную вертикальную линию справа, "неправильную" с точки зрения азбучных правил композиции, он создал впечатление естественной, почти натурной съёмки, эффект "next door girl", "девушки по соседству". "Красота рядом, протяни руку - и дотронешься" - значение этого приёма.

Так, на игре правильности и неправильности, жёсткости и свободы, классики и детской непосредственности строится этот снимок. Где-то в неуследимом сплаве множества факторов рождается красота. И снова приходится посетовать на ограниченность языка: по-хорошему о красоте нужно петь. а не разговаривать. Или разглядывать уже готовый результат, когда за нас о красоте спели другие.

Максим ПАВЛОВ
журнал Фотомагазин

Смотреть большую фотографию. "Линда. Лос-Анджелес'. Фото: Питер Линдберг Peter Lindbergh. Съемка для журнала "Vogue". США (1988). Процитировано по журналу Photographies Magazine. # 12. Аpril 1989
"Линда. Лос-Анджелес". Фото: Питер Линдберг Peter Lindbergh. Съемка для журнала "Vogue". США (1988). Процитировано по журналу Photographies Magazine. # 12. Аpril 1989

 

 <<<Назад



·

| ^Вверх | Домашняя! | Содержание | Поиск | Портфолио | Услуги и Цены | События в Мире | Галерея | Общение | Ссылки | Интернет | Выход | SWITCH TO ENGLISH |


 


Правовая информация по использованию сайта.
Авторские права © 2001-2005 www.jashin.ru & www.jashin.tk & www.jva.ru  принадлежат Владимиру ЯШИНУ. Все права защищены Rambler's Top100 Напишите нам

cmyk

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов Rambler's Top100
Hosted by uCoz