| На нашей фотографии
модель освещена прямым солнечным
светом или его удачной имитацией, хотя
непосредственность постановки
подсказывает нам, что здесь вряд ли что-то
имитировалось.
Вероятно, фотографу
для создания нужного настроения
понадобилось всего несколько намёков,
всё остальное Линда прекрасно сыграла
сама. Гордая посадка головы, слегка
нахмуренная бровь, взгляд прищуренных
на солнце глаз очень хорошо "держат"
картину, придают ей необходимую
жёсткость. Обратите внимание, что
жёсткость и мягкость соседствуют,
плавно перетекая и сменяясь одно
другим. С одной стороны, освещение
резко и контрастно, но хорошо найденный
ход - косо падающий солнечный свет -
выразительно прорисовывает формы тела
и фактуру кожи, которая выглядит
настолько живой, мягкой и пластичной,
что хочется к ней прикоснуться. Тот же
свет рисует и главную линию контраста -волнообразный
вырез белой кофточки, фиксирующий
взгляд зрителя на второй после лица "сюжетно
значимой" области кадра -груди
модели. Снимки для модных журналов
должны быть очень эротичны, таково
требование жанра - ведь это, по существу,
реклама, а скрытый или явный эротизм -
основной двигатель любой рекламы;
разница только в том, что в журналах
вроде "Vogue", для которого
проводилась эта съёмка, чаще всего
рекламируется не конкретная вещь, а
образ жизни и стиль: как должны
одеваться и что любить "модные люди".
Модные журналы - это утончённое
средство для промывания мозгов и
создания стереотипов, такая
ненавязчивая (и иногда и навязчивая)
"рекламная пауза" посреди
реальной жизни. Но фотография в этом не
очень виновата - ведь иногда и самые
лучшие живописные полотна, особенно
портреты, создавались не с чисто
художественными целями.
Все линии этого
портрета чисты и жёстки. "Чистая
линия" - это геометрически
правильная линия без лишних, "засоряющих"
её деталей. Если это плавная волна, как
в нашем случае с кофточкой, то она
проведена чётко и красиво, словно по
лекалу. То же самое касается и других
линий. Обратите внимание, по какой
чистой гиперболе левое (от зрителя)
плечо переходит в шею, как подчёркнут -
белым по светло-серому! - овал лица, как
вырезаны губы. Кому принадлежит эта
красота - женщине, которая ею обладает,
или фотографу, который сумел её увидеть
и показать в самом выгодном свете?
Скорее всего, красота вообще никому не
принадлежит, а существует сама по себе,
в качестве самостоятельной силы, и в
случае встречи настоящего мастера с
настоящей моделью происходит что-то
вроде короткого замыкания, в
результате которого возникает удачный
снимок.
Не стоит обходить
вниманием и мастерской работы ещё
одного, казалось бы, скромного
персонажа, оставшегося за кадром. -|
визажиста. Все детали внешнего облика
Линды продуманы до мелочей. Мы сказали
о чистых линиях. Но чистота линий
становится особенно отчётливо видна
тогда, когда она подчёркивается
нарушениями. В частности, живописный
беспорядок на голове модели появился
совсем не случайно. Эта "стихийная"
причёска в стиле "я у мамы вместо
швабры", имитирующая отсутствие
всякой причёски, стоила парикмахеру,
видимо, не одного часа работы. Но
результат стоит того. Причёска придаёт
мраморному спокойствию красавицы
выражение романтической
самоотверженности: волосы будто
растрёпаны свежим ветром, дующим в лицо.
С такой причёской обычно стоят на носу
яхты в открытом океане. Фактура
кофточки, покрытой множеством
маленьких "чешуек", создаёт
дополнительную игру тона и
подчёркивает гладкость кожи.
Не устану повторять об
очень удачно направленном свете. Если
что-то красиво, оно должно быть
подчёркнуто, а не скрыто -этот же
эффектный свет выгодно освещает
худощавое запястье и золотистые
волоски на руке. И ещё одна небольшая
деталь. Очень похоже, что съёмка
проходила на каком-то балконе. Фотограф
вполне мог сделать фон более
равномерным, но, введя в кадр тёмную
вертикальную линию справа, "неправильную"
с точки зрения азбучных правил
композиции, он создал впечатление
естественной, почти натурной съёмки,
эффект "next door girl", "девушки по
соседству". "Красота рядом,
протяни руку - и дотронешься" -
значение этого приёма.
Так, на игре
правильности и неправильности,
жёсткости и свободы, классики и детской
непосредственности строится этот
снимок. Где-то в неуследимом сплаве
множества факторов рождается красота.
И снова приходится посетовать на
ограниченность языка: по-хорошему о
красоте нужно петь. а не разговаривать.
Или разглядывать уже готовый результат,
когда за нас о красоте спели другие.
Максим ПАВЛОВ
журнал Фотомагазин |

"Линда. Лос-Анджелес".
Фото: Питер Линдберг Peter Lindbergh. Съемка для
журнала "Vogue". США (1988).
Процитировано по журналу Photographies Magazine. #
12. Аpril 1989 |