|
На эту тему писали уже сто лет назад: "Объектив составляет самую главную, а в
большинстве случаев и очень дорогую часть фотографического аппарата, а
потому обращение с ним должно быть крайне осторожное. Объектив следует сохранять в особом футляре. Осевшую на
линзы пыль допускается смахивать мягкой
кистью и в случае надобности вытирать слегка мягкой бумажной материей или китайской бумагой. Такая предосторожность
необходима для предупреждения могущих появиться царапин на стёклах при вытирании их чем-либо жёстким. С целью сохранения винтовых нарезок и возможного при работах перемешивания линз таковые вывинчиваются из оправы только в самых крайних случаях. Не следует дотрагиваться до
чечевиц пальцами, так как следы от пальцев довольно трудно отчищаются" (каталог
И. Стеффена начала века).
Если это было справедливо для объективов тех времён, не
просветлённых, редко состоящих более чем из 4 линз в добротной
бронзовой оправе, вообще не имеющей вращающихся частей (наводили на резкость передвижением всей передней доски), то, согласитесь, стало ещё важнее для оптики современной. Многослойное просветление значительно нежнее простой поверхности стекла, а оправы по сложности сравнялись с внутренностью камер недалёкого прошлого. Всё это заставляет относиться к объективу,
как к очень "ранимому" созданию. Основной завет - всячески оберегайте его от возможных загрязнений и
механических повреждений: чем реже понадобится чистка, тем дольше он будет служить.
Наличие передней и задней крышек и футляра - обязательное условие его хранения вне аппарата. А на камере защитите переднюю
линзу безупречным по качеству бесцветным фильтром вроде ультрафиолетового или "скайлайт". Только при особенно ответственных съёмках снимайте фильтр, так как даже лучшие из них являются для оптической схемы объектива всё-таки элементами сторонними, способными повлиять на предельные характеристики
изображения. Плохой фильтр - со свилями или непараллельными
гранями - способен вообще загубить снимок, что часто и случается
в практике неопытных любителей.
Резиновая медицинская клизма- груша- пожалуй, главный инструмент чистки оптики аккуратного фотографа. Струя воздуха
сдувает пылинки, а самые упорные можно смахнуть специальными
кисточками. Хуже, если поверхность загрязнена пятнами от влаги,
жира и т.д. "Мокрая" чистка всегда нежелательна, даже предназначенные для этого жидкости могут оставлять следы. Наиболее
безопасно подышать на линзу и сразу от центра к краям протереть
кусочком глазной ваты или специальной мягкой бумагой. Последнюю в наиболее тяжёлых случаях увлажняют каплей жидкости,
входящей в современные комплекты для чистки объективов - они,
как и кисточки, продаются в крупных фотомагазинах. Однако
нельзя использовать салфетки для очков - их абразивный состав
быстро сотрёт поверхностное просветление. Ну а если случилась
большая беда - падение в воду или сильное загрязнение пылью,
песком и т.п. - без разборки (причём срочной) не обойтись, но выполнить её могут только
квалифицированные мастера специализированных мастерских.
Всё сказанное относится и к другим оптическим деталям, например, линзам видоискателя и особенно к поверхности зеркал в
зеркальных камерах. Наружный отражающий слой последних настолько непрочен, что даже однократная протирка ватой способна
его основательно испортить. А это - немедленная потеря яркости изображения при наводке на резкость.
Максимальная аккуратность -вот основное правило культурного фотографа, причём
она должна распространяться не только на объектив, но и на всё остальное: камеру,
приспособления, плёнку.
Фотообъективы очищаются спиральным
движением от центра к краю линзы. журнал
Фотомагазин |